Блог для автолюбителей
Классификация автомобильных батарей
Весь ассортимент аккумуляторов принято делить на три группы: обслуживаемые, частично обслуживаемые и необслуживаемые акб.
1. Обслуживаемый со свинцово-сурьмянистыми пластинами и жидким электролитом. Самый старый из всех известных видов аккумуляторов. Для этого типа характерно затратное по времени и не безопасное обслуживание: проверка плотности и уровня электролитической жидкости в каждой из 6 банок аккумулятора , дозаливка при необходимости, сложные сервисные операции и зарядка при потере емкости. Одним из недостатков является короткий срок использования – всего 2 года. Зато плюсом аккумулятора является его ремонтопригодность. Это не самый лучший аккумулятор для зимы.
2. Частично обслуживаемые со свинцовыми малосурьмянистыми пластинами и жидким электролитом. Каждая пластина в аккумуляторе расположена в отдельном блок-пакете, исключая осыпание и замыкание. Главным минусом является низкий пусковой ток и малая емкость заряда в таких аккумуляторах. Мы не рекомендуем использование таких аккумуляторов для зимы.
3. Необслуживаемые со свинцово-калиевыми пластинами жидким электролитом акб имеют герметично запаянные банки. Малое газовыделение и замкнутый цикл химических реакций преобразования электролитической жидкости имеют отличные показатели эксплуатации и отлично переносят холодную зиму. Среди плюсов – устойчивость к саморазряду и высокие пусковые токи.
4. Необслуживаемые гибридные модели в положительно-заряженных пластинах имеют процент сурьмы, в отрицательно-заряженных – кальция. По мнению экспертов, считаются одними из лучших аккумуляторов для эксплуатации в условиях отрицательных температур на зиму. В 9 из 10 случаев в ответе на вопрос, какой аккумулятор лучше для зимы, ответ – гибридные. Устойчивость к саморазряду и высокие характеристики пусковых токов делают их лидерами в нашем рейтинге.
5. Необслуживаемые батареи типа АGM имеют стандартную конструкцию свинцовых аккумуляторов с единственным различием: электролитическая жидкость имеет вид гелеобразной массы из микроволокна. Закрытый цикл химических реакций преобразования электролита делает их безопасными и устойчивыми к глубоким разрядам. Из плюсов аккумуляторов - высокие пусковые токи, что актуально в условиях зимы, виброустойчивость, широкий диапазон рабочих температур. Из недостатков – высокий ценовой сегмент АКБ. Эксперты не рекомендуют АGM батареи для авто, где в штатном режиме в автомобиле работали традиционные свинцовые АКБ.
6. Необслуживаемые батареи типа GEL. По параметрам такие АКБ повторяю предыдущий тип аккумуляторов, превышая срок их эксплуатации вдвое. Высокая стоимость аккумулятора этого типа делает их эффективными только в автомобилях S-класса. Из недостатков данной модели – быстрая разряжаемость при низких температурах. Поэтому наши эксперты не рекомендуют их использование аккумуляторов GEL в экстремальных климатических условиях.
7. Необслуживаемые батареи EFB Enhanced Flooded Battery имеют аналогично традиционным свинцовым аккумуляторам конструкцию. Принципиальное отличие конструктивной особенности данного аккумулятора – в организации электродов: специальные конверты из микроволокна предотвращают осыпание увеличенной толщины пластин батареи и делают их эксплуатацию продолжительной. Среди достоинств аккумулятора типа EFB:
- увеличенная емкость заряда;
- высокие показатели пусковых токов;
- быстрая компенсация заряда во время эксплуатации автомобилей;
- хорошие показатели работы по циклу заряд-разряд;
- устойчивость к глубокому разряду;
- широкий диапазон температур эксплуатации аккумуляторами – от – 50 до + 60 градусов Цельсия.
Среди экспертов складывается мнение, что EFB аккумуляторы лучше традиционных кислотных для эксплуатации на зиму.
Как выбрать лучшие аккумуляторы для зимы
Аккумулятор для автомобиля подбирают, опираясь на ряд параметров и показателей:
- размеры АКБ должны соответствовать размеру посадочного места под батарею в Вашем автомобиле;
- полярность - конфигурация клемм должна соответствовать длине штатных проводов, встречаются универсальные АКБ с 4 клеммами;
- дате производства: чем «свежее» дата изготовления, тем больше вероятность исправного АКБ;
- номинальной емкости: узнать, какие по емкости АКБ подойдут можно в руководстве пользователя, параметр устанавливается заводом-изготовителем;
- пусковой ток - лучший аккумулятор для автомобиля имеет высокие показатели этого параметра, для легкового авто при экстремально низких температурах оптимальным является значение в 500 мА;
- ток холодной прокрутки – можно узнать в паспорте АКБ, влияет на разряжаемость АКБ и скорость запуска двигателя;
- резервная емкость АКБ;
- гарантии производителя: лучший срок гарантии должен быть не менее 3-5 лет, в зависимости от типа АКБ;
- бренд – не обязательно, что высокая известность делает батарею гарантированно пригодной для эксплуатации под капотом автомобиля на зиму, однако множество производителей хорошо себя зарекомендовали;
- проверка нагрузочной вилкой – мера поможет избежать покупки некачественного АКБ, о методе проверки мы писали в одном из предыдущих материалов;
Акцент на этих параметрах выбора не только поможет выбрать лучший аккумулятор для зимы, но и просто хорошую батарею для вашего автомобиля. Так как в данном материале мы рассматриваем именно изделия для эксплуатации в условиях отрицательных температур, остановимся подробно на параметрах, которые имеют наибольшее влияние на то, какой аккумулятор лучше.
Емкость АКБ Аh( Ач)
Низкие температуры способствуют быстрой разрядке батареи. Чем больше емкость АКБ, тем дольше будет сохраняться способность произвести запуск двигателя автомобиля. Лучшие акб для зимы не обязательно имеют максимальные показатели емкости: мощность не должна превышать порогового значения, установленного заводом-изготовителем для конкретного транспортного средства. При большей емкости АКБ будет находиться в состоянии недозаряда, что быстро лишит ее работоспособности. При емкости, которая ниже допустимого минимального значения АКб будет перезаряжаться, что также ведет к ускоренному выходу из строя.
Какой максимально допустимый уровень превышения? 5 Ач. Это условие справедливо для аккумуляторов, которые в холодное время года должны питать большее количество электрооборудования (подогрев стекол, сидений, зеркал) и подвержены интенсивной эксплуатации.
Пусковой ток
В автомобиле зимой тяжело запустить двигатель и раскрутить мотор. Чем выше данный параметр – тем проще осуществляется запуск. Пусковой ток у разных производителей определяется разными техническими регламентами:
1. DIN. При температуре -18 ˚С производится замер среднего показателя пускового тока за 30 секунд (при уровне напряжения не менее 9В).
2. SAE. Ток измеряется аналогично техническому стандарту DIN, только при уровне напряжения не менее 7,2 В.
3. EN. Измерение тока производится при температуре -18 ˚С в течение 10 секунд при уровне напряжения не менее 7,5 В.
По расчетным параметрам мы видим, что DIN – один из самых жёстких стандартов точных измерений. Поэтому лучший аккумулятор можно выбрать, опираясь дополнительно на этот показатель.
Подводя итоги
Для простоты выбора мы свели данные в таблицу, где составили собственный рейтинг аккумуляторов для эксплуатации в холодное время года. Отвечая на вопрос, какая акб лучше для зимы – отметим, что среди традиционных аккумуляторов лидируют по показателям и характеристикам свинцово-кальциевые и гибридные устройства, но лучшими из имеющихся на сегодняшний день являются аккумуляторы типа EFB. Если вы выбираете из тех батарей, которые наши эксперты не советуют - ориентируйтесь на расчетную емкость и пусковые токи производителей по стандартам DIN.
Сравнительные характеристики лучших АКБ для зимнего сезона | |||
Вид аккумулятора | Тип АКБ | Комментарий | Место |
Необслуж. | EFB | Совокупности характеристик аккумулятора делают его одним из лучших для использования в автомобилях на зиму. | 1 |
Необслуж. | Гибридные | По совокупности характеристик, лучшие из АКБ для автомобиля при отрицательных температурах. | 2 |
Необслуж. | Свинцово-калиевые | Один из лучших АКБ для автомобилей на зиму. | 3 |
Необслуж. | АGM | Высокие пусковые токи, устойчивость к холодам, и неоправданно высокая цена аккумуляторов вывели этот АКБ на 4-е место. | 4 |
Необслуж. | GEL | Эффективны для автомобилей премиум-сегмента только в умеренных условиях. | 5 |
Частично обслуж. | Свинцово-малосурьмянистый | Аккумулятор имеет низкие пусковые токи и малую емкость, не эффективен в холодное время года. | 6 |
Обслуж. | Свинцово-сурьмянистый | Сложность обслуживания делает аккумулятор не эффективным в условиях зимы. | 7 |
Так же хочется отметить тот факт, что перед наступлением зимы любой АКБ нуждается в предварительной подготовке и минимальном обслуживании, которое позволит ему работать эффективно. Подготовительные операции включают:
- 1. Очистку от загрязнений.
- 2. Обработку и зачистку контактов батареи.
- 3. Подзарядку АКБ.
- 4. В некоторых случаях рекомендуется использование защитного кожуха или утеплителя.
- 5. Сохранность емкостного заряда АКБ обеспечит в холода снятие или периодический автозапуск двигателя в ночное время.